На сегодняшний день для планирования и организации занятий в разновозрастной группе детского сада мы имеем учебную программу дошкольного образования, разработанную в соответствии с Кодексом РБ об образовании от 13 января 2011 года, образовательный стандарт дошкольного образования и методические рекомендации по организации обучения детей в условиях разновозрастной группы.
Известно, что учебная деятельность в смешанных по возрасту группах имеет свою специфику. Воспитатели этих групп испытывают затруднения в организации учебного процесса.
Как правило, в таких группах совершается завышение или занижение учебных требований. Воспитатель ориентируется на преобладающую по возрасту группу по количеству детей и проводит работу по программе ее возраста.
Создается ситуация подачи материала одной ступени трудностей для детей разного возраста и разных возможностей, а это плохо для учебной деятельности детей, не способствует их психологической подготовленности.
Одним из важных условий, в большей степени определяющей успех учебной работы с детьми на занятиях, является знание воспитателем программы обучения и воспитания в дошкольном учреждении, умение свободно ориентироваться в материале для всех возрастных групп.
Очевидно, во многих случаях воспитатели планируют занятия с учетом возрастных особенностей и стараются проводить работу с каждой подгруппой отдельно, но неправильная организация его (одновременное начало и конец) приводит к лишней трате времени детьми, дезорганизации одной подгруппы во время, когда воспитатель работает с другой.
Нам известно, что большинство занятий целесообразно проводить одновременно со всеми детьми, но некоторые занятия необходимо проводить отдельно с каждой возрастной подгруппой. Работа по подгруппам является важным условием правильной организации процесса обучения в разновозрастной группе.
С целью более качественной подготовки к проверке в предстоящем учебном году, руководствуясь материалами курсовой подготовки делить детей на подгруппы необходимо не в зависимости от ее наполняемости (от 3 до 4, от 4 до 5 и от 6 до 7).
Одновременно со всеми подгруппами детей можно проводить занятия по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, отдельные занятия по ознакомлению с природой, речевому развитию (Возможные варианты проведения занятий я для вас размножила).
Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы материал каждого занятия содержал что-то новое и вместе с тем был доступен и интересен детям соответствующего возраста, включая посильные и конкретные задачи, решение которых требует активной работы мысли, умение сочетать полученные знания с непосредственными чувственными представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности.
В разновозрастных группах, как и в работе с детьми одного возраста, необходимо обеспечить весь процесс усвоения программного содержания.
Однако, если на занятиях в одновозрастных группах в определенные моменты решается, как правило, одна из дидактических задач, то в смешанной по возрасту группе одновременно должны решаться разные задачи: с детьми одной возрастной подгруппы изучается новый материал, в это время другим детям предлагаются задания по закреплению знаний и умений, а дети третьей подгруппы работают самостоятельно.
Своеобразие обучения, необходимость на одном занятии фактически проводить по 2-3 занятия с разными подгруппами заставляет воспитателя чаще всего предусматривать для каждого возраста решение лишь одной задачи (какой-то подгруппе дают новое, другой - закрепление и т.д.) и реже двух задач (новое и закрепление, закрепление и использование имеющих знаний и умений).
В смешанной группе чаще, чем в одновозрастной группе, приходится предусматривать занятия (обычно со старшими детьми) по самостоятельному использованию знаний, так как это дает возможность воспитателю проходить с другими подгруппами новый материал.
Помним о том, что в содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия;
тема занятия;
программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
источники планирования (Убрали – методы и приемы).
При планировании специально организованной деятельности в разновозрастной группе необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту;
При одновременном обучении детей разных возрастных подгрупп воспитатель должен проводить работу поэтапно по такой схеме:
-Объяснение нового материала.
-Объяснение материала и задания для самостоятельной работы.
-Самостоятельная работа детей.
-Подведение итогов занятия.
-Анализ.
Важно продумать, где и чем будут заняты дети, свободные от занятий или привлекаемые к нему позже. Решение воспитательно-образовательных задач в соответствии с требованиями программы и с учетом обучения детей разного возраста, в смешанной группе осуществляется главным образом в форме занятий трех типов.
І.Занятия со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для разных возрастных подгрупп (все рисуют, рассказывают по картине и т п.)
ІІ.Занятия со всеми детьми, но по разным разделам обучения для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).
ІІІ.Занятия с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа занимается с музыкальным руководителем или руководителем физвоспитания, самостоятельно играет или готовится к прогулке).
Важным условием является правильное определение основной темы и программного содержания занятия. При разработке плана занятия надо стремиться к тому, чтобы общими для всех подгрупп были не только раздел программы и характер деятельности детей, но и были конкретные части, темы этих разделов и виды деятельности детей, необходимо по возможности предусматривать общую основу для совместной учебной работы возрастных подгрупп.
Однако организация обучения по возрастным подгруппам может быть эффективной только при условии участия в нем помощника воспитателя и четкого распределения обязанностей между ним и воспитателем.
Успех занятий в разновозрастной группе зависит от продуманной структуры и целесообразности организации детей. Воспитатель должен хорошо знать программы и психологические возможности детей всех возрастных групп, уметь соединять разный материал, заранее продумать, чем будут заниматься дети каждой подгруппы. Нельзя, чтобы кто-то бездействовал, ожидая, когда взрослый вспомнит о нем и скажет что нужно делать.
Вместе с тем каждый раз воспитатель сам решает, как организовать занятие. Никто лучше его не знает детей, их характер, индивидуальные способности.
Типы и варианты организации детей на занятиях в разновозрастной группе
1.Все дети заняты одним видом деятельности.
2.Комбинированные занятия.
2.Занятия с одной группой по одной методике.
ТИП I. ВАРИАНТ I.
Начало занятия одновременное. Все дети подгруппы работают по одной теме, с усложнением для старших детей. Затем детям старшей подгруппы дается самостоятельное задание, а дети средней подгруппы работают с воспитателем. На этом занятие со средней группой заканчивается. Затем 5-7 минут воспитатель работает с детьми старшей подгруппы и заканчивается занятие.
ВАРИАНТ 2.
Начало одновременное. Все подгруппы работают с воспитателем по одной теме с усложнением для старших детей. Здесь самостоятельная работа предлагается для младших и средних подгрупп, а старшие работают с воспитателем. Дав самостоятельное задание в старшей группе, воспитатель две минуты проверяет самостоятельное задание в младшей подгруппе и отпускает детей. После этого переходит к проверке самостоятельного задания в средней подгруппе, работает с ними над решением третьей программной задачи, подводит итог занятия.
ВАРИАНТ 3.
Используется в конце квартала, для контрольных и итоговых занятий.
1 часть занятия. Дети 3-ех подгрупп работают вместе по одной теме с усложнением для старших детей.
2 часть. В ней предлагается самостоятельное задание. Проверка самостоятельной работы начинается с младшей подгруппы. После чего эти дети идут играть, затем проверяется самостоятельное задание средней и старшей подгрупп.
3 часть. Дети средней и старшей подгрупп работают вместе с воспитателем по одной теме с усложнением для старших. После чего дети средней подгруппы свободны, со старшими детьми воспитатель продолжает работу и отпускает.
ВАРИАНТ 4.
Занятие начинается с детьми старшей группы. Через 7-10 минут приглашает детей средней подгруппы, через 5-7 минут детей младшей подгруппы. Во второй части занятия дети старшей подгруппы выполняют самостоятельную работу. За это время воспитатель должен успеть поработать со старшей подгруппой и дать им самостоятельное задание, приглашает детей младшей подгруппы, объясняет и дает самостоятельную работу. В последней части занятия все 3 подгруппы работают по одной теме, с усложнением для старших подгрупп.
ВАРИАНТ 5.
Отличается от предыдущего тем, что в последней части занятия детям средних подгрупп воспитатель может дать самостоятельное задание, а с детьми старших подгрупп работает по одной теме.
ВАРИАНТ 6.
Занятие начинается с детьми старшей и средней подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме, с усложнением для детей 6-го года жизни. Затем обеим подгруппам дается самостоятельная работа, на занятие приглашаются дети младших подгрупп. Решив одну задачу, они приступают к самостоятельной работе. Воспитатель в это время работает с детьми старшей и средней подгрупп и отпускает их. Затем уделяется 2 минуты для проведения самостоятельной работы с детьми младшей подгруппы и итога занятия.
ВАРИАНТ 7.
1 часть. Занятие начинается с детьми старших подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме. Во второй части занятия дети старшей подгруппы работают самостоятельно, дети средней – с воспитателем.
3 часть. Приглашаются дети младшей подгруппы. Все три подгруппы работают вместе по одной теме, потом дети старшей и средней подгрупп уходят, а воспитатель продолжают работу с детьми младшей подгруппы. (Сначала привлекается помощник воспитателя или заведующая).
ТИП II. ВАРИАНТ I.
Две группы заняты математикой, одна – ИЗО.
С детьми младшей подгруппы начинается занятие по ИЗО. Вступление, беседа, объяснение задания, закрепление последовательности в работе. Дети приступают к самостоятельной деятельности.
Со средней и старшей подгруппой проводится занятие по математике, с усложнением для старших. Дается задание для самостоятельной работы. В это время воспитатель помогает детям младшей подгруппы, проводит индивидуальную работу. После анализа работ, уходят. Работа с двумя подгруппами у детей средней группы заканчивается раньше, чем у старших.
ВАРИАНТ 2.
Варьируются группы детей наоборот: старшая – ИЗО; младшая – математика.
ВАРИАНТ 3.
Одна из подгрупп – занятие ИЗО, но в другой подгруппе занятие по математике начинается последовательно. Причем вариант предусматривает возможность сообщения нового материала одновременно.
ТИП III.
ВАРИАНТ I.
Связан с неодинаковым количеством занятий в неделю. Занятия проводятся с двумя подгруппами: средней и старшей.
ВАРИАНТ 2.
Занятие по математике воспитатель проводит с детьми старшей подгруппы по общепринятой методике, в это время проводится музыкальное занятие с детьми средней группы.
Хронометраж занятия в разновозрастной группе (I и II тип)
Седьмой год 30 минут |
Шестой год 25 минут |
Четвертый год 20 минут |
|
9.00 - 9.05 Знакомство с новым материалом, закрепление его, объяснение задания |
Игры детей |
Игры детей |
|
9.05 - 9.27 Самостоятельное выполнение |
9.05 - 9.15 Знакомство с новым материалом и его закрепление, объяснение задания 9.15 – 9.25 Самостоятельное выполнение 9.25 - 9.30 Итог занятия Сбор на прогулку |
||
9.15 - 9.20 Объяснение нового материала и объяснение задания 9.20 – 9.30 Самостоятельное выполнение 9.30 - 9.35 Итог занятия Сбор на прогулку |
|||
9.27 -9.35 Итог занятия Сбор на прогулку |
I. При ознакомлении с разным по содержанию материалом для всех подгрупп (последовательное начало)
Седьмой год |
Шестой год |
Четвертый год |
а) объяснение материала б) задание |
Игры детей |
Игры детей |
Самостоятельная работа |
а) объяснение материала б) задание |
|
Самостоятельная работа |
а) объяснение материала б) задание |
|
Самостоятельная работа |
||
Итог занятия |
2. Если в двух группах материал близкий по содержанию, целесообразно вступительную беседу, подачу нового проводить одновременно, дифференцируя работу.
Седьмой год |
Шестой год |
Четвертый год |
Объяснение материала, задание |
Игры детей |
|
Самостоятельная работа |
Самостоятельная работа |
Объяснение материала, задание |
Самостоятельная работа |
||
Итог занятия |
Возможный вариант проведения занятий в двух смежных подгруппах
Седьмой и шестой год |
Четвертый год |
Объяснение материала, задание |
Игры детей |
Самостоятельная работа |
Объяснение материала, задание |
Самостоятельная работа |
|
Итог занятия |
Наличие общей темы занятия дает возможность начать работу одновременно с детьми всех возрастных подгрупп
Седьмой год |
Шестой год |
Четвертый год |
Передать колорит осени, разноцветность разных пород деревьев. Уметь отображать осенние наблюдения в природе. |
||
Беседа об осени. Задание нарисовать: |
||
Парк в солнечный день |
Парк осенью |
Дорожки в парке, желтые зеленые листья |
Самостоятельная работа |
Показ приемов |
|
Самостоятельная работа |
||
Итог занятия |
||
Итог занятия |
||
Итог занятия |
Занятия по теме также может иметь общую тему:
а)
Седьмой год |
Шестой год |
Четвертый год |
Вступительная беседа о впечатлениях об экскурсии в лес. Задание: |
||
Лепить с натуры грибы |
Лепить грибы по памяти |
Лепить ножку гриба |
Самостоятельная работа |
Показ приемов |
|
Самостоятельная работа |
||
Анализ работ. Итог занятия |
||
Итог занятия |
||
Итог занятия |
б)
Седьмой год |
Шестой год |
Четвертый год |
Вступительная беседа о любимой сказке. Для малышей: отгадать с какой сказки песня «Я колобок…» Задание: вылепить персонажи к сказке «Колобок» |
||
Лепка животных скульптурная |
Лепка животных конструктивная |
Лепка колобка |
Самостоятельная работа |
Итог занятия |
|
Итог занятия |
Общее для всех возрастных подгрупп занятие по развитию речи и ознакомлению с природой
а)
Седьмой год |
Шестой год |
Четвертый год |
||
Вступительная беседа об осени Вопросы: Какие времена года вы знаете? Что характерно каждому времени года? Чем отличается весна от осени? |
Игры детей |
|||
Объяснение самостоятельного задания. 1.Классифицировать: картинки (10 -12) |
||||
Времена года |
Овощи, фрукты |
Рассматривание картины «Когда это было?» Что нарисовано на картине? Какие деревья? Что делают дети? |
||
Самостоятельная работа |
Объяснение задания. Взять с вазы листья тех деревьев, которые изображены на картине. |
|||
Самостоятельная работа |
||||
Загадывание загадок |
Отгадывание их. Итог занятия |
|||
Стихотворения об осени |
Приметы осени |
Сбор на прогулку |
||
Итог занятия |
||||
)
Седьмой год |
Шестой год |
Четвертый год |
Беседа о домашних и диких животных: Какие есть животные? Какие животные называются домашними, почему? Какие животные называются дикими и почему? Польза от домашних и диких животных? Задание – классифицировать: Дикие животные, которые приносят пользу или вред. Составить об одном из них рассказ. Домашние животные, которые оказывают помощь в труде. Вспомнить загадки о животных. |
Игры детей. |
|
Самостоятельная работа |
Рассматривание картины «Корова и теленок». Вопросы: Кто нарисован? Что делают? Кто ухаживает за коровой? |
|
Объяснение задания: к картинам подобрать картинки с изображением того, что они едят |
||
Самостоятельная работа |
||
Загадывание загадок |
Отгадывают и имитируют голоса животных, приносят картинки. |
|
Составляют рассказы. Итог занятия. |
Сбор на прогулку |
в)
Седьмой год |
Шестой год |
Четвертый год |
|
Закрепление знаний об общественной пользе труда, распространенной в данной местности. |
Воспитание интереса и уважения к труду. Дать знания о труде людей и машин, которые облегчают труд людей. |
Закрепление представления детей о труде, о тех кто заботится о них в ДОУ: няне, помощнике воспитателя (помогают одеваться и раздеваться, убирают помещение). Повар готовит еду, врач лечит. |
|
Рассматривание картины «Новенькая» Вопросы: Как встретили девочку в дошкольном учреждении? Кто о ней позаботиться в дошкольном учреждении? Почему девочка пришла в дошкольное учреждение? Где работают родители девочки? |
|||
Самостоятельная работа, классифицировать: |
|||
кто, где работает: в городе, в поселениях. Подобрать картинки кем работают родители ребенка. Рассказать об их работе (15 сюжетных картинок) |
подобрать к картинкам с изображением людей разных специальностей машины, которые облегчают труд (20 предметных картинок), объяснить выбор |
Отыскать картинки тех, кто работает в дошкольном учреждении, обосновать свой выбор |
|
Самостоятельная работа |
|||
Отгадывание загадок воспитателя о людях разных специальностей путем демонстрации соответствующих картинок |
|||
Рассказы детей о работе родителей |
Дополнение к рассказам: что необходимо родителям для их работы |
Сбор на прогулку. |
|
Подведение итогов |
|||
Занятие по ознакомлению элементами математики проводится аналогично
Седьмой год |
Шестой год |
Четвертый год |
Познакомить с составом числа 4 из двух меньших. Учить раскладывать число на 2 меньших и образовывать число из 2 меньших. Закрепить счет в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Устанавливать взаимоотношения между смежными числами. |
Познакомить детей с ромбом. Учить показывать стороны, углы, сравнивать его с квадратом. Закрепить счет в пределах 5 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Учить устанавливать отношения между смежными числами. |
Научить сравнивать предметы по высоте (контрастные и одинаковые), определять результаты сравнения соответствующим словом: выше, ниже, равные по высоте. |
Объяснение состава числа из 2-ух меньших (карточки). Объяснение самостоятельной работы: рисование квадратов разного цвета на закрепление состава числа из 2-ух меньших и подбор соответствующих цифр. |
Дидактические игры. |
Дидактические игры. |
Самостоятельная работа. Взаимопроверка выполнения задания. |
Объяснение нового материала по ознакомлению с ромбом возле стола воспитателя, объяснение самостоятельной работы: обведение по контуру и заштриховка ромба. |
|
Самостоятельная работа. Взаимоконтроль за правильностью выполнения. |
Работа возле стола воспитателя по сравнению контрастных и одинаковых по высоте предметов. Объяснение задания: построить ворота для кукол. |
|
Самостоятельная работа |
||
Анализ работы. Итог занятия. |
||
Закрепление счета в пределах 5-10, отношений между смежными числами. Игра «Покажи такую цифру, сколько сделано движений» |
Сбор на прогулку. |
|
Считай дальше от названного числа. Назови число на 1 больше, меньше. |
||
Итог занятия. |
ТИП II. Занятие со всеми детьми, но по разным разделам
1.Две группы заняты математикой, а одна рисованием (начало последовательное)
Седьмой год |
Шестой год |
Четвертый год |
Игры детей |
Вступительная беседа, объяснение задания |
|
Объяснение материала: задание с усложнением для подготовительной подгруппы |
Самостоятельная работа Индивидуальная работа |
|
Самостоятельная работа |
Самостоятельная работа |
Подведение итогов. |
Проверка задания. Работа с детьми |
||
Подведение итогов. |
||
Проверка задания. Работа с детьми. |
||
Итог занятия |
2.Две группы заняты лепкой, а одна по теме: «Ознакомление с природой» (начало одновременное).
Седьмой год |
Шестой год |
Четвертый год |
Вступительная беседа о диких животных |
||
Объяснение задания |
Самостоятельная работа |
|
Самостоятельная работа Лепка по замыслу |
Работа с детьми по теме, дидактические игры, выполнение заданий. |
|
Итог занятия |
||
Индивидуальная работа |
||
Итог занятия |
||
Индивидуальная работа |
||
Итог занятия |
3.Одна из подгрупп занята ИЗО, в другой подгруппе занятие по математике начинается последовательно, предусматривается возможность сообщения нового материала одновременно
Седьмой год |
Шестой год |
Четвертый год |
Игры детей |
Вступительная беседа, объяснение задания |
|
Вступительная беседа |
Самостоятельная работа |
|
Объяснение нового материала, задания |
||
Самостоятельная работа |
Индивидуальная работа |
|
Итог занятия | ||
Индивидуальная работа с детьми |
||
Итог занятия |